Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной и зарубежной литературе проблемы, ка¬сающиеся форм государства, традиционно занимали значительное место и привлекали к себе особое внимание иссле-дователей. Констатируя данное обстоятельство, Г.Еллинек не без оснований писал, что «определение форм государства, родов государства яв¬ляется одной из старейших про-блем государствоведения». Учение о формах государства играет уже «весьма значитель-ную роль у Платона и Аристотеля, и, по всей вероятности, зачатки его от¬носятся еще к более древней эпохе» 1.
Свою актуальность, теоретическую и практическую значимость учение о формах государ-ства вместе с многочисленными пробле¬мами, касающимися их понятия, структуры, «об-лекаемой» ими сущности, их содержания, классификации и др., не утратило и поныне. Больше того, судя по тем проблемам, которые в силу объективных причин (естественное развитие форм государства вместе с самим государством) и субъективных факторов воз-ник¬ли в «пореформенной» России и ряде других стран за последние десятилетия, акту-альность учения о формах государства, так же как и потребность в дальнейшем проведе-нии научных исследова¬ний по данной тематике, не только сохранились на прежнем уровне, но и значительно усилились. Кроме отмеченных факто¬ров, об этом свидетель-ствуют и другие весьма многочисленные примеры возникновения проблем функциони-рования форм госу¬дарства как в бывших социалистических, временно нестабильных («неблагополучных») странах, так и в высокоразвитых в промыш¬ленном отношении ка-питалистических (временно стабильных, «благополучных») странах. Вышесказанное поз-воляет сделать вывод об актуальности темы, выбранной нами для исследования.
Объект исследования составляет форма государственного устройства как составной эле-мент формы государства.
Предметом исследования являются сущность, содержание и особенности видов государ-ственного устройства.
Целью исследования является изучение и анализ одного из элементов формы государства – государственного устройства и его разновидностей – унитарного и федеративного гос-ударств. Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения следую-щих задач:
- анализ основных признаков государственного устройства как составного элемента фор-мы государства;
- выявление основных разновидностей государственного устройства;
- анализ признаков и современных особенностей таких разновидностей государственного устройства, как унитарное государство и федеративное государство;
- характеристика существующих моделей федерализма;
- анализ современного состояния государственного устройства нашей страны, а также рассмотрение возможных вариантов эволюции формы государственного устройства Рос-сии в будущем в свете современных тенденций развития федеративных отношений.
Методологическую основу исследования составили апробированные общенаучные и специальные методы познания. В работе были использованы диалектический, логиче-ский, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции Российской Фе-дерации, а также конституций ряда зарубежных стран.
Указанные выше цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы, ко-торая состоит из настоящего введения, двух глав с параграфами, заключения и списка ис-пользованных источников.
1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и основные элементы формы государства
Рассматривая понятие формы государства, равно как и раз¬личные ее стороны и аспекты, необходимо исходить, прежде всего, из того, что форма: 1) является одной из важнейших «составных» частей, проявлений и атрибутов государства и 2) не существует сама по се-бе, вне связи и взаимозависимости с другими «состав¬ными» частями, атрибутами госу-дарства.
В частности, форма государства всегда имеет самую непосред-ственную связь с сущно-стью и содержанием государства, выступает в качестве их выразителя. Исходя из этого, можно сказать, что каковы сущность и содержание го¬сударства, такова и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интере-сы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государ¬ство под углом зрения содержания означает установить, как и в ка¬ких направлениях оно действует. Изучить же государство с точки зрения его формы — значит, в первую очередь, изучить его строе¬ние, составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Форма государства, так же как его сущность и содержание, ни¬когда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества экономи-ческих, социаль¬но-политических, идеологических и иных факторов она всегда изменя-лась и развивалась. Постоянно менялось и представление о ней. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что за всю ис¬торию развития государства и права были выдви-нуты десятки, ес¬ли не сотни различных теорий о форме государства. Предлага¬лись са-мые различные подходы и варианты решения данной про¬блемы. Еще в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьма про-тиво¬речивые мнения и суждения по поводу того, что следует пони¬мать под формой государства, какие формы государства сущест¬вуют, чем они различаются.
Значительное внимание исследованию формы государства уде¬ляется и в современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, так же как и среди предшественников, нет единого мнения о понятии, видах и со¬держании формы государства. Высказываются самые разные точ¬ки зрения. Имеют место самые различные подходы к определе¬нию понятия и содержания формы государства, а также к их классификации.
Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 1960 - 1970-х гг. было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. Позже, вплоть до настоя¬щего времени, в научной литературе утвердилось мнение, соглас¬но которому форма государ-ства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государствен-ного режима .
Говоря о форме государства как таковой, следует заметить, что в разные годы, равно как и в настоящее время, она определя¬лась и определяется неодинаково.
В одних случаях под формой государства понимается «внешнее выражение социально-классового и национально-территориально¬го содержания государства, которое опреде-ляется характером взаимоотношений между основными структурами системы го-су¬дарства — между высшими органами государственной власти, ме¬жду этими органа-ми и органами власти и управления территори¬альных подразделений государства». При этом поясняется, что «правовое положение высших органов государственной власти и отношения между ними определяют форму управления». В то же время отношения госу-дарства как целого с его составными частями (административно-территориальными еди-ницами, авто¬номными образованиями, субъектами федерации) «определяют форму гос-ударственного устройства» 1.
В других случаях под формой государства подразумевается «ор-ганизация государствен-ной власти, выраженная в форме правле¬ния, государственного устройства и политиче-ского (государствен¬ного) режима» 2.
Наконец, в третьих случаях о форме государства говорится как о категории, которая «по-казывает особенности внутренней организа¬ции государства, порядок образования и структуру органов государст¬венной власти, специфику их территориальной обособлен-ности, ха¬рактер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те ме¬тоды, ко-торые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельно-сти» 3.
Существуют и другие варианты определения понятия формы государства как таковой, безотносительно ее различных видов и разновидностей. Они в той или иной мере отли-чаются друг от друга. Однако их различия не играют существенной роли, по¬скольку это в основном формально-юридические, а точ¬нее — «лингвистические» отличи
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст.4398.
2. Стратегия государственной национальной политики до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666)//Собрание законодательства РФ. 2012. № 52. Ст.7477.
II. Литература
Учебники, монографии, брошюры, словари
1. Гуляков А.Д. Основные модели федерализма: сравнительный историко-государствоведческий анализ. - М.: А-проджект, 2016. – 247 с.
2. Денисов А.И. Сущность и формы государства. – М.: Изд-во МГУ им.М.В.Ломоносова, 1960. – 67 с.
3. Еллинек Г. Общее учение о государстве. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 752 с.
4. Ившина И.Н. Создание федеративного государства. Сравнительно-правовое исследо-вание. - М.: Юрлитинформ, 2014. – 328 с.
5. Кашанина Т.В. Происхождение государства. - М.: Городец, 2010. – 325 с.
6. Конституционное право. В 2 т. Т.1/Под ред.А.И.Казанника, А.Н.Костюкова. - М.: Про-спект, 2015. – 432 с.
7. Корельский В.М. Общая теория государства. – М.: Юрист, 2011. – 196 с.
8. Малько А.В. Теория правовой политики. - М.: Юрлитинформ, 2012. – 328 с.
9. Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2014. – 575 с.
10. Радько Т.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2015. – 752 с.
11. Сорокин В.В. Государство переходного периода: теоретичес¬кие вопро-сы/Науч.ред.В.Корельский. – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного ун-та, 2010. – 412 с.
12. Теория государства и права/Под ред.В.М.Корельского, В.Д.Перевалова. – М.: НОР-МА-ИНФРА-М, 2012. – 570 с.
13. Теория государства и права/Под ред.Н.И.Матузова, А.В.Малько. – М.: Юрист, 2015. – 768 с.
14. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2 т. Т.2: Старые и новые теорети-ческие проблемы. – М.: НОРМА, 2010. – 526 с.
15. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. – М.: Норма, 2011. – 729 с.
16. Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. – М.: НОРМА, 2014. – 448 с.
17. Юридический энциклопедический словарь/Под ред.М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2010. – 816 с.
Авторефераты диссертаций
1. Бегаева А.Х. Бельгийский федерализм: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2008. – 26 с.
Научные статьи
1. Арзамаскин Н.Н. К вопросу о понятии формы государства//Правовая политика и пра-вовая жизнь. - 2006. - № 2. - С.53 – 54.
2. Биктагиров Р.Т. Российский федерализм: история и современность//Гражданин. Выбо-ры. Власть. - 2013. - № 2. – С.121 – 135.
3. Данилов С.Ю. Федерализм в третьем тысячелетии: трудности и достиже-ния//Современное право. - 2012. - № 2. – С.19 – 25.
4. Ормонбеков Ж.Т. Бельгийская модель федерализма: особенности и перспекти-вы//Федерализм: российское и международное измерения. – Казань: Изд-во Казанского государственного ун-та, 2014. – С.606 – 625.